BMW: Зимняя резина — Личный опыт эксплуатации нешиповки и Hakkapelita 1

Личный опыт эксплуатациинешиповки и Hakkapelita 1

«и опыт, сын ошибок трудных» (С) Один известный А.С.

Я уже три зимы на Е34 отъездил. Из них две на Хакке1. Был у меня и Мишлен МХХ нешипованный, и ещё какая-то малоизвестная у нас немецкая резина, и Гуд`ир. Всё меркнет рядом с Хаккой1. Естественно, на чистом сухом асфальте Хакка чуть проигрывала Мишлену по шумности 🙂 На высокой скорости цоканье чухонских «подков» сливается в чётко различимое шипенье, но у Е34 такая звукоизоляция, что это не имеет особого значения, если ты не ездишь по 1000 км в день. Да и часто ли ты ездишь допустимые 180 км/ч зимой? 🙂 А шипы зимой нужны, поверь. Я в этом убедился не раз. Часто езжу в Минск на машине, довелось многое испытать 🙂 Слава Богу, что всё всегда заканчивалось более-менее благополучно 🙂

Black Ice.

Самая страшная вещь на дороге зимой, это лёд. Ни туман, ни дождь, ни снег, а именно лёд. Самый страшный, это «чёрный лёд». «Чёрный лёд» я встречал в своей жизни несколько раз. Это было только ночью (страшно, да? ;))

Представь себе такую картину. Ночь, трасса и ты. Вы одни. Трасса хороша. Две полосы в каждую сторону +широкая, занесённая снегом разделительная полоса. Чистое и сухое полотно прямой и гладенькой дороги уходит чёрной полосой за горизонт. Никаких населённых пунктов на ближайший десяток километров. Никаких машин в пределах видимости. Да и ночка просто прелесть. «Млечный путь» бриллиантовыми россыпями играет на морозе. Полная луна ярко освещает раскинувшиеся вокруг на равнинах красоты. Можно ехать с выключенными фарами, всё прекрасно видно. Мороз искрами светлячков поджигает редкие кристаллы воды, кружащиеся в воздухе. Холодно. Дует сильный ветер. Застегнув ширинку ты возвращаешься в прогретый уютный салон своей машины ;о) Едешь. Неспешно фланируешь по этой красоте под тихо мурлыкающий трип-хоп. Думаешь о своём, о вечном.

Небольшой поворот уходящей в сторону трассы, похожий на «Eau Rouge» на бельгийском Спа-Франкошамп, резко выдёргивает тебя из прострации. Задремавший было мозжечёк, посылает тебе сигнал о том, что зад машины почему-то немного повернулся. Да и перед сносит! Мозг анализирует этот сигнал, и осознав его даёт команду телу собраться! Впрыснутый в кровь литр адреналина притормаживает время. Всё на мгновение замирает. Что произошло, в голове проскакивает недоуменный вопрос. На спидометр времени смотреть нету, да и незачем. Ты знаешь, с какой примерно скоростью ты ехал — 150-160. Перед поворотом машинально скинул, отпустив газ. Так на сбросе газа в поворот и заходил. Значит скинул до 130-140. Но почему зад начало заносить?! Да и какой это поворот!? Летом без проблем шёл здесь с максимальной скоростью! Но время неумолимо двигается вперёд. Надо действовать. Пытаешься поймать машину. Начинаешь корректировать занос рулём. Чуть-чуть поворачиваешь его. Ожидаемого эффекта нет. Машина стабилизировалась, но ещё равномерно соскальзывает с дороги всеми 4-мя колёсами. Траектория машины направлена в сторону кювета, но под острым углом, т.е. время ещё есть 🙂 Поворачиваешь руль ещё. Реакции ноль. Поворачиваешь ещё больше, ощутимо больше. Настолько больше, что на нормальном асфальте это привело бы к резкому повороту, возможно опрокидыванию — ничего. Уже всё понятно — передние колёса скользят! Но как?! Перед глазами у тебя чистая дорога, чёрный асфальт отчётливо виден в свете фар. Дальше от тебя почти ничего не зависит. Ты можешь лишь попробовать выставить машину так, что бы вылететь в кювет под нужным тебе углом 🙂 Это зависит от твоего мастерства, ловкости и быстроты. И удачи. Кстати, тормоза в такой ситуации вещь абсолютно бессмысленная, но наработанный за долгие годы вождения рефлекс отчаянно заставляет ногу давить на педаль 🙂 Под весёлый стрёкот АБС ты останавливаешься в кювете. И опять тишина, ночь. Хорошо, если нет жертв. На нешипованной зимней резине у меня всё закончилось именно так. Дважды. Длиннющий сугроб, растянувшийся вдоль трассы, наметённый ветром, мягко принял в свои белые объятия, зарывшуюся по оконную линию машину. Включил аварийку, вылез через окно. Дверь не открыть, засел очень плотно. Проваливаясь по пояс в снег, ползу к дороге. На дороге он, «чёрный лёд». Абсолютно чистый и прозрачный, ровным слоем покрывающий всё вокруг. Днём, после оттепели, некоторое количество влаги конденсируется в атмосфере. Вечером, когда солнце садится, резко холодает, влага опускается вниз и конденсируется на асфальте чистым, однородным слоем льда. Слой толстый, примерно 2-3 см. Слегка шершавый, как бы покрытый намерзшими капельками. Асфальт при этом выглядит влажным, но о том, что он покрыт льдом, можно догадаться только встав на него и попробовав двигаться, либо при очень близком рассмотрении. На нём можно запросто кататься на коньках. На нём можно на всём кататься. Все кто пытался остановится возле нас, пролетали ещё на сотню метров дальше. Вернуться удавалось не сразу. Ну очень скользко. На горизонте показался знакомый силуэт машины с мигалками 🙂 Вж-ж-ж, мимо проскользил гаевский гольф с заблокированными тормозами. Как в кёрлинге 🙂 Гаи хотели сначала наехать на меня, куда, мол, летел, но потом оценили толщину льда и вызвали подмогу. Помочь мне смог только ЗИЛ, который приехал посыпать песком трассу. Сначала он обильно просыпал пару километров трассы в округе, потом вернулся за мной. Вытянули машину не с первой попытки. После того, как вырвали с мясом из заднего лонжерона буксировочный крюк, в голову стали приходить мысли о бренности бытия и кране 🙂 Тянули назад, по проторённой колее 🙂 Ничего не вышло. Но через полчасика упражнений с лопатой, машина вышла как по маслу вперёд. При этом длиннющий трос, с палец толщиной, который взяли у остановленного гаями литовского дальнобоя, даже не распрямился до конца 🙂

Несколько раз, я попадал на «чёрный лёд» и на шипах. Тоже на трассе. Но тут рассказывать особенно нечего. Повернув руль, чувствуешь, что реактивное усилие на руле ощутимо снижается, но адекватное изменение траектории всё ещё происходит. Не такое, как на чистом асфальте, но при этом можно и нормально тормозить, и управлять. По льду на Хакке1 едешь как по рельсам. Очень уверенно.

А один раз я поскользнулся правыми колёсами на замёрзшей луже возле бордюра во время парковки. Это был нешипованный Мишлен. Результат — фара, ноздри, перекраска капота, и, сдвинутая вперёд на полметра, «казель». Где-то в архивах трёхлетней давности есть подробности 🙂

Так что, зимой только шипы!

Нивоводы отдыхают 🙂

Кстати, по грязи Хакка, хорошо гребёт 🙂 Помнится, как при подготовке к авторушному ГП, встретил ночью Симпсона с Романом 525 в фирсани 🙂 Лёха решил, что его тогдашняя зубила уже почти вээрцэшный Зубарик, но маленько не рассчитал, и засел по самое небалуй в глину 🙂 Пришлось аккуратно погрузить попу Е34 задом в грязевую ванну, пленившую зубило, и медленно подползти к Лёхе по дну на расстояние троса. Ну а выдернуть рахитичную зубилку для могучей телом Е34 не проблема. Небольшой разгончик, и эластичный трос аккуратно вынимает зубилу из жижи — чпок 🙂 Ещё несколько метров ползком с криво висящей на тросе 8-кой назад к асфальту, аккуратно дозируя нагрузку дросселем, дабы не провалится в букс, и все, радостные, отмывают ботинки в большой и чистой луже 🙂 Так что проходимость на Хакке1 отличная.

И ни разу я не грешил на Хакку1. Да, она не так хорошо тормозит по чистому сухому асфальту, как моя летняя :)) Но не только из-за того, что состав резины похуже. На обычной летней будешь вообще скользить, колёса будут как из пластмассы, пока не прогреешь, а прогреваться на морозе они будут к концу экстренного торможения по сухому асфальту со 150 км/ч 🙂

Собственно, ощущения.

Чем мнепонравилась Хакка1, так это предсказуемостью, и некоторой задемпфированностью реакций. Это позволяет заранее получить сигнал о предстоящем заносе или сносе, причём, в довольно широком диапазоне скоростей. Резина будто подламывается в повороте, кузов делает маленькую переставку в наружу поворота, машина слегка заваливается набок, выбирая свободный ход подвески, и боковое усилие начинает плавно возрастать. Всё это происходит довольно плавно и медленно, и момент, когда начинается снос или занос чётко чувствуется. И всегда есть запас на корректировку. Тоже самое и с торможением. Колёса блокируются не сразу. И потом, со временем, сможешь определять момент блокировки колёс на слух. Шипы начинают скрести асфальт, это довольно специфичный звук, по нему очень удобно ориентироваться. Безусловно, скорости совершенно не те, что летом. Но это только благо 🙂 Весной, когда ставлю летнюю резину, приходится немного вкатываться, и разница в ощущениях от летней и зимней резины, просто огромна. Но если попасть на сликах на снег или лёд, ситуация поменяется 🙂

Не все рекомендованные размеры одинаково полезны.

В наших климатических условиях широкая зимняя резина не рекомендуется (мной лично). Но это связано с условиями зимней автожизни 🙂 Зимой я ставил машину на открытой стоянке. Несколько раз буксовал, не мог самостоятельно выехать. Правда, должен напомнить, какие снегопады были прошедшей зимой, а на стоянке белую гадость никто не убирал 🙂 Передние колёса просто упираются в снег, особенно в мокрый. Я себе сцепление так подпалил этой зимой 🙁 Такую дуру, как Е34 без раскачки из снега не выдернешь. Но это касается только экстремальных случаев. В такие дни мало кто смог бы самостоятельно выбраться из подобной засады. Только полноприводные 🙂 А в остальном, зимой я на Хакке1 ездил, как на танке, и был немало удивлён проходимостью 34-ки. У Е34, замечу, довольно высокий клиренс. Но зимой всё равно маловато 🙂 При движении по снежной целине чувствуешь, что бампер уже толкает перед собой сугроб, брюхо волочится по снегу, но машина едет. Медленно, но верно, как трактор 🙂 Я не призываю задирать корму, но низкопрофильную резину лучше не ставить.

Уважаемым нами производителем, для Е34 рекомендовано 225/55/16. Эта рекомендация не для Москвы, точно. Слишком широко. Думаю, можно поиграть с размерами, вперед поставить уже, зад шире, но это попадалово по деньгам 🙂 Из предложенных BMW вариантов, рекомендую 205/65/15. И диски не так жалко 🙂 Моя зимняя сейчас имеет размер 215/55/16. Этой весной, когда переходил на летнюю, пришлось прокатывать все зимние диски (летние 17). После двух зим они замялись в некоторых местах. Такого размера нет в рекомендациях BMW. Тюнинх, но это уже другая история 🙂

Надолго ли?

За два сезона потеряно два шипа из 4-х колёс. По моим прикидкам, не напрягаясь можно отъездить ещё два сезона. А если напрягаясь, то только один 🙂

Резюме.

В наших широтах зимой только шипы, однозначно! И придерживайтесь рекомендаций производителя, если вы не считаете себя умнее. А у богатых свои причуды.

(c) Шura, с конференции auto.ru