Питер — Москва — Ростов — Сочи
Автомобиль:
BMW B-52 (525i, E28, M30, 87г)
Экипаж: Mit, Mashkin, bj
О машине: последние полгода она провела в гараже без двигателя, за неделю до поездки я на нее поставил двигатель, который простоял 3 месяца. Техосмотра нет, колодки подклинивают, резина лысая, морда битая, глушитель рычит, вибрации от кардана и колес, вдобавок ко всему, в пробках греемся, в день выезда меняю радиатор…
А в качестве обкатки после сборки — проехал 80 км по трассе.
Дорога туда:
Питер — Москва — Тула — Воронеж — Ростов-на-дону — Краснодар — Джубга — Туапсе — Сочи — Адлер.
О дороге
Самый плохой участок — Е95(М10) — самый убитый асфальт, но зато дорога почти везде не менее 3-х рядов. М4 (Москва-Ростов) имхо гораздо лучше, но на довольно большом протяжении она 2-х полосная с бесконечными сплошными и такими же сплошными рядами гайцов по обочинам, кормящихся встречкой. Но встречка там недорогая — 200 руб. вполне достаточно.
В краснодарском крае — дороги очень понравились, качество покрытия хорошее.
Бензин
Стоимость 92-го бензина:
Питер 10.20
Москва 9.50
Воронеж 92 — 9.70, 95 — 12.20
Ростов 10.10
Краснодар 10.60
Адлер 11.50
Анапа 11.20
Заправлялись на Лукойле и иногда на Юкосе, на тех, что с цифровыми колонками.
Начинали искать заправку через 300 км пробега, стараясь оставлять в баке запас еще на 400 км. И скажу — это выручало. Стоило только отклониться от основной трассы — заправок нет. Так, от Анапы до Ростова (~410 км) не встретили ни одной приличной заправки. Собственно, я их там вообще не помню.
Один раз заправлялись на Роснефтепродукт, а на югах это довольно большая компания. Но бензин отвратительный. Чуть газ нажал — сразу сплошная детонация.
Расход топлива
Для меня нормальный расход на этой машине — 18/12 — город/трасса, соответственно. Заводские данные — 9л/100км при скорости 90 и 120 км/ч.
На пути туда в сильно экономичном режиме — 9,5 л/100км.
На пути туда в нормальном режиме, но без превышения (не более 120) — 10,5 л/100км.
На серпантине — 11,5 л/100км.
На пути обратно и, особо не заботясь о расходе (скорость 130-150), — 11,5 л/100км.
На всю дорогу в среднем получилось — 11,3 л/100 км.
И это при полной загрузке.
На пути туда.
Т.к. водителей было двое — выехали мы в пятницу вечером. А учитывая, что я по Е95 уже несколько раз ездил — мне и место за рулем.
Немного хронометража:
21:20, 0 км — СПб. Площадь Победы.
01:24, 329 км — Первая дозаправка на заправке, маскирующейся под Unocal 76.
05:24, 658 км — въехали в Москву — тут я понял, что с километражем что-то не так. Колеса большего диаметра дали о себе знать, раньше до Москвы было 693-695 км, как и по указателям. В сумме погрешность выльется примерно в 270 километров, недомотанных на одометр 🙂
Пользуясь ранним утром, проезжаем по Ленингадке до Красной Площади, выезжаем на саму площадь и по аэродрому «Шереметьево 3» (Большая Одынка) уходим на Варшавское шоссе, на Тулу.
На Тулу поехали потому что, во-первых, по моей памяти выезд на Каширское шоссе мне не очень нравился, как потом оказалось я думал не о том выезде, во-вторых, пришла в головы мысль купить тульских пряников.
7:40, 860 км — Тула
Приехав в Тулу, мы радостно понимаем, что в такое время еще ничего не работает 🙂 Покружив некоторое время по Туле, в 8 утра мы подъехали к выезду и таки нашли работающий магазинчик «Тульские пряники» вот только пряников там не было… Далее немного поплутали в поисках выезда на М4, а как выехали остановились в первом же кафе на дозаправку собственных желудков.
Время уже около 10 и мы где-то около Богородитска.
Меняемся местами с Митей. Я пытаюсь заснуть, в расчете, что следующую ночь мне опять ехать. Получается у меня это плохо, но и в следующую ночь мы все равно спали.
Из встреченных достопримечательностей
Платная дорога и Самолет-кафе
Оказывается, есть у нас платные дороги и только не подумайте, что там кто-то построил новый участок. Нет, там просто перекрыли старый. Вот такой вот бизнес по-русски 🙂 За проезд по 18 км участку берут 10 руб. с машины.
За участком платной дороги, если ехать из Москвы, есть кафе с самолетиком. К сожалению, на обратном пути я его пропустил и зайти туда не удалось. Возле дороги стоит небольшой самолет, мне показалось что это чешский Л-410, мордой к шоссе, в полной комплектации. Фото
Вообще, на М4 встречается много самолетов, в основном МиГи 15-19 на постаментах.
На Серпантине к Сочи, если ехать в сторону Сочи, есть еще один самолет (Л-410) — стоит справа, лицом к морю, хвостом к дороге. Но хорошо заметен он скорее на обратном пути.
Стоит он очень забавно — его нос снизу огибают перила, такое ощущение, что он туда сам сел, выкатился за полосу и погнул перила ограждения.
![]() |
Пробка
Интересные вещи порой встречаются на дороге… Например, вот такой объезд ремонтирующегося моста. А сам объезд сделан по земле и реки там нет. Вопрос — а зачем нужен мост? Насыпь ведь конструктивно проще и дешевле.
Внизу, под мостом обнаружилась фура, слегка съехавшая в кювет. Нам еще крупно повезло, сразу за нами гайцы закрыли проезд… Вероятно, будут вытаскивать фуру…
Из самых зрелищных происшествий — дальнобой (грузовик с прицепом), набитый Мартини… в кювете… Что произошло не очень понятно, т.к. обшивка прицепа разорвана и со следами езды на боку, а сам грузовик цел и без следов поездки боком… при этом прицеп все еще прицеплен к грузовику и все это стоит в кювете на колесах.
Вокруг ящики с мартини, а возле дороги, непосредственно на обочине, эдакий бар-магазин из аккуратно сложенных бутылок, что остались без ящиков.
И грустный водитель, собирающий все это хозяйство по кювету, да складируя поближе к своей фуре.
Далее о дороге ничего интересного сказать не могу — до Джубгы это просто дорога и ничего особенного.
Серпантин
Серпантин — рулез.
Порадовало расположение знаков и разметки на серпантине — они там сделаны действительно правильно.
Хотя знак «Извилистая дорога» на серпантине смотрится, мягко говоря, глупо :). Тем не менее, на сплошную никто там внимания не обращает, да и не ловят там гайцы скорость и встречку. За исключением 3-х и более полосных участков.
Ширина серпантина такова, что 2-м фурам иногда несколько сложно разъехаться.
Если на серпантине видишь знаки «крутой поворот направо» и «крутой поворот налево» одновременно, то стоит быть особенно бдительным — это действительно крутой поворот. 🙂
Но в целом на магистральном серпантине дороги широкие, особенно в поворотах. Поначалу даже используешь их для обгонов, за счет более правильной траектории. Но мне это как-то быстро надоело. Все же не ралли у нас.
Как показала езда по серпантину, местные джигиты не такие уж и быстрые ездоки. Никто там 120 не летает. Они и на равнине-то больше 80-100 ехать боятся.
На всем пути попалось только 2 джигита, которых было сложно обойти. Один на волге, второй на маленькой иномарке. Вообще, волги там ездят как сумасшедшие. Единственный, с кем не тягался — 140 мерин с московскими номерами, но он нагло пер по встречке в лоб и в закрытый поворот… ну, да туда ему и дорога. Серпантин не шоссе — в случае чего на обочину не уйдешь.
При быстрой езде, средняя скорость получилась 53 км/ч, при спокойной — около 40. Максимальная редко превышала 80.
Очень понравилось ехать по серпантину на «обратной» КПП — 2-3 передача самое то. Изредка включал 4-ю. (Кто не в курсе — на BMW ставились спортивные КПП на которых 5-я передача была прямой, а первая включалась назад. Соответственно все передачи были сильно сближены)
Итого: два дня пути, из них примерно 36 часов езды и мы там.
Прибыли мы уже поздно вечером, а когда ехали, чуть не проскочили в Абхазию 🙂 До границы оставалось менее километра.
А наша база находилась примерно в 2.5 км от границы. Можно и вплавь доплыть.
Там
Что стоит и чего не стоит покупать на югах.
1. Кофе. Там хороший заварной кофе. Стоит 10-15 руб.
2. Арбузы — 4-10 руб./кг
3. Дыня — 15-40 руб./кг, но покупать не советую. Они там как правило неспелые. Качество от цены не зависит.
4. Вина — в барах/кафе по 10+-1 руб./100 гр. Анапские по 5,5-6 руб./100 гр. Домашние вина брать не рекомендую. Гадость редкостная. Отсутствие условий хранения сильно сказывается на качестве.
В барах только заводское вино и гораздо лучше по качеству.
Собственно домашнее вино стоит 70-120 руб. / 1,5л (4,6-8 руб./100 гр.)
Там, где продают только вино в разлив обычно есть 1л и 1.5л пластиковые бутылки. Причем новые. Если налить под завязку — вполне нормально хранится.
Будьте осторожны — там водители пропускают пешеходов. Можно привыкнуть и попасть под машину, вернувшись домой 🙂
На дорогах с разделительной полосой у каждого выезда висят знаки информирующие, что тут одностороннее движение и кирпич, если-таки заходите повернуть налево 🙂
Экскурсии
В Веселом, да ,наверное, и в Адлере, очень социально стоят экскурсии. Как правило, экскурсия на целый день стоит 300+-50 руб. с человека (Красная Поляна, Пещеры, Абхазия) + дополнительные поборы.
Дополнительные поборы могут быть очень разными от 20 руб. за посещение башни/водопадов, до 300 руб. за посещение новоафонских пещер в Абхазии.
Красная Поляна
Джиппинг
Вас сажают в джип типа УАЗ/Нива/Газ69/микроавтобус тойота и по горной дороге поднимают на ближайшую гору.
В УАЗ сажают по 6 человек. Имхо лучше ехать на машине с мягкими сиденьями с традиционной установкой оных, т.к. на них хотя бы можно сидеть. Сидеть же на жестких скамейках, установленных вдоль машины (как в метро) не шибко хорошо.
Лучше всего в машине с откинутой тентовой крышей. В случае дождя есть чем укрыться и ехать приятно. Садиться стоит на те места, где крыши нет, т.е. на все кроме переднего. Хорошо это тем, что можно встать во время пути и наслаждаться поездкой.
При всей кажущейся простоте ситуации — машина сидит практически на брюхе. |
Можно забраться и на своей машине, только при условии что клиренс у нее достаточно большой. На легковушке соваться не стоит, «проверено электроникой» :). Нам удалось забраться только на 770 метров при старте с 500, несколько хороших ударов картером, помятый глушитель, погнутая опора коробки, несколько вывороченных камней и постоянно детонирующий двигатель охладили мой пыл 🙂 Плюс к этому — если остановиться, то уже не тронуться, а скатиться назад без помощника нереально.
Подъемник на Красной Поляне
На Красной Поляне открыли 4-й подъемник.
Теперь можно забраться на 2240 метров.
Правда, нам в виду погоды не повезло — было облачно и примерно с 2000 гора была в облаке. Видимость, соответственно, никакая.
Тем не менее, наверху лежал снег и в снежки немного поиграли.
Отдельное веселье доставил народ, который поднимался в шортах и майках.
Дорога обратно:
Адрер(Сочи) — Анапа — Ростов-на-Дону — Москва — Питер.
Новороссийск.
Довольно большой город и ввиду своего местоположения (в низине) иногда очень хорошо просматривается.
Основные замеченные достопримечательности — Посты ДПС оборудованы дополнительными укреплениями с бойницами, создается впечатление, что у них там война идет.
|
Опасно летать по серпантину. Не спасла этот каток от вылета с трассы даже его самая низкопрофильная в мире резина и отменная управляемость. |
Перегон Анапа — Ростов.
Самый интересный участок на обратном пути, это, пожалуй, Анапа — Ростов.
Мы решили не ехать по М4 (через Краснодар), а поехать небольшими объездными дорогами.
Сразу скажу — это было правильное решение.
У этой трассы есть как достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
— Спокойно ехали со скоростями 130-150 кмч.
— Очень мало машин
— Хорошее покрытие (на 150 машина едет ровно)
— Нормальная разметка, не мешающая обгонам.
— Нет гайцов. Встречаются только на крупных круговых развязках и Постах.
— Краснодар с его дурными гайцами и пробками по М4 остается далеко в стороне.
Недостатки:
— На посту обязательно скажут — откройте багажник, капот, что везете. Но не шмонают. С другой стороны — постов всего 3. из них проезжаешь только 1. Остальные остаются чуть в стороне
— Дорога двухполосная (по одной в каждую сторону).
Итак маршрут:
0 км. 14:50
Анапа
Выезжаем в сторону Новороссийска
За пределами Анапы на большой круглой развязке поворачиваем налево на «Порт Кавказ», сразу за развязкой проезжаем заправку Лукойл (вполне можно заправиться).
Далее ждем указателя направо на «Гостагаевская» и едем по этой дороге.
Проезжаем село Фадеево (остается немного слева).
59 км. 15:44
Варениковская (там уже, кажется, начинают появляться указатели на Славянск-на-кубани и на Краснодар.
Красный октябрь.
За Красным октябрем поворачиваем направо на Краснодар.
При подъезде к Славянску н/к поворачиваем направо на объездную и объезжаем его.
97 км. 16:31 (середина объездной Славянска н/к)
Через 6 км поворачиваем налево, перед постом ГАИ, на Тимашевск. И едем по указателям на Тимашевск
Дальнейший маршрут: Красноармейская (направо на Тимашевск), Калининская (слева остается).
180 км. 17:37
Тимашевск.
Далее нам на Ейск до Азова (примерно 200 км)
Тимашевск — Брюховецкая — Каневская (чуть слева) — Новоминская.
288 км. 18:52
Немного не доезжая до Староминской, поворачиваем налево на Ейск. Тут-же появляется и указатель на Азов.
Почти сразу уходим направо на Азов.
!Внимание!
Где-то посередке этой дороги воткнут тот единственный пост.
Отдельная хохма в том, что на 20-30 км от него нет ни единой населенки, а вокруг только колхозные поля.
У поста есть маленькая, очень нехорошая особенность — дорога до и после него 2-х рядка, а на посту она расширяется до 4-х рядов, НО движение идет только по 2-м рядам, ближайшим к посту. 2 дальних ряда перегорожены.
При этом встречная полоса накатана гораздо лучше и создается впечатление что ехать надо именно там (хорошая черная колея от грузовиков).
Мы по невнимательности влетели на пост по встречке, оттормаживаясь со 150, т.к. пост откровенно проспали 🙂
Но гаишники там бедные, самая дорогая машина у начальника — Е28 525e. А штрафовавший гаец был несказанно рад 100 рублям. Можно было бы дать и меньше. Берут, кстати, не стесняясь.
Далее все спокойно.
377 км. 19:50
Азов.
В Азове доезжаем до кругового движения и уходим направо на Ростов.
Тут тоже будьте немного внимательнее — направо ведут ДВЕ дороги, нас интересует левая.
Далее все просто и сложно одновременно…
При подъезде к Батайску начинается лабиринт из автострад. У нас получилось так, что чтобы попасть в Ростов, нам надо было повернуть на Краснодар 🙂
От Азова до Ростова примерно 40 км.
Чуть не забыл — Отдельный привет Питерской Волге что довольно долгое время ехала с нами. Точнее, мы ее обгоняли, а она нас нагоняла на наших сан. стоянках.
220 км до Питера. «Моноприводная BMW»
Уже почти доехав до Питера, нас радостно встречает новая поломка.
На очередном обгоне, сзади раздается треск, скрежет и немного грохота… Mit оттормаживаясь, уходит на встречную обочину, где и останавливаемся. Пока еще катимся я смотрю назад и замечаю некий предмет валяющийся на дороге. Сразу озвучивается мысль: это похоже наше 🙂 Вернувшись пешком понимаем, что это выпал один привод (полуось). Одна граната (ШРУС) осталась на приводе, а из второй его вывернуло. Синхронно говорим «Пипец, приехали» и начинаем думать, что можно сделать…
Т.к. диф у меня стоял 25% трения, хотя и изрядно убитый — пытаемся тронуться… Но диф убит слишком сильно. Машина немного дергается, но не едет.
Бросив эту затею, проходим по трассе в поисках болтиков и шариков ШРУСа. Находим все болты, но не находим ни одного шара.
Пока идем, уже начинаем придумывать как можно отсюда уехать. Довольно быстро приходим к выводу, что на веревке нам ехать лень и думаем как бы заставить машину ехать. Собственно вариантов два — собрать привод и потихоньку ехать, либо заблокировать пустой фланец и тем самым перебросить момент на нормальное колесо.
Отгоняем машину немного от шоссе и залезаем под нее. Оказывается, что выпал левый привод потому что отвинтились все болтики, крепящие внутренний ШРУС к фланцу редуктора, а из наружного его, соответственно, вырвало.
Решаем попробовать оба варианта, сначала попытаться собрать, а если не выйдет — заблокировать. Разобрав и собрав целый ШРУС, понимаем как это делать, и пытаемся собрать тот, что разлетелся. В разлетевшемся ШРУСе находим все 6 шаров и разбитый сепаратор. Думаем, будет ли это работать без сепаратора… Ничего не придумываем и таки пытаемся собрать. Тут оказывается что оттуда то он выпал, а вот обратно его запихать нет ни какой возможности. Надо снять гранату и собирать так. А инструмента нужного нет 🙂
Попытки найти вожделенный шестигранник приводят к тому, что местный абориген (а нам еще повезло, остановились мы в деревне) таки вручает нам шестигранный ключ, выполненный в виде буквы Г. Но вот незадача — обе стороны этого ключа сорваны.
У другого аборигена просим ножовку и с некоторыми ругательствами отпиливаем 2 кусочка от этого ключа, а каленая сталь пилится не очень-то хорошо 🙂
Пытаюсь открутить оставшуюся гранату, но каленой стали это явно не по зубам. Шестигранник гнется и, того и гляди сломается.
Итого, остается только один вариант — заблокировать.
Редуктор тот был 3,07 с повышенным коэф. трения (25%), тот, что иначе называют «самоблок». Но от этих 25% уже ничего не осталось, вывешенное колесо с небольшим усилием прокручивается руками.
Немного подумав, подбираем подходящий ключ и крепим его к фланцу редуктора.
Чтобы вся эта конструкция не болталась, ключ центрируется головкой из набора, а с другой стороны подкладывается подушка от КПП и затягивается болтами.
Ключ подобрали очень удачно — другой стороной он прекрасно ухватился за тягу поперечной устойчивости, что теоретически должно было позволить ехать задом.
Ставим колесо и проводим первый тест — вперед едем и ключ упирается в кузов. А при езде назад очень сильно опускается вниз тяга. Решаем что задом ехать не стоит, да и нет такой необходимости.
Садимся в машину и пытаемся потихоньку уехать.
Но метров через 30 начинает раздаваться скрежет постепенно усиливающийся, еще метров через 20 ключ, которым заблокировали — ломается, но машина продолжает ехать. Останавливаемся. Подбираем ключ и едем дальше.
Машина нормально едет вперед, но сильно на газ не давим, собственно, разгоняем ее очень медленно (во избежание). Машина вполне выдерживает легкое торможение двигателем.
Почему и как она едет — непонятно. Cудя по картинке из BMW ETK, заблокироваться там нечему. Да и буквально несколько дней назад я сидел в грязи и у меня прекрасно буксовали колеса по одиночке.
Но мы едем, и это главное. Скорость поддерживаем 100-110. Сильно не разгоняемся и не тормозим.
Через 100 км пути допускаем слишком сильное торможение двигателем и снова вращается пустой фланец редуктора.
Делаем все тоже самое, только теперь ключ погнуло, а не сломало, и еще 120-130 км проезжаем без проблем, все-таки приехав в Питер, и доехав до первого пит стопа.
Далее выяснилось — если посильнее нажать на газ — из редуктора раздается треск, и быстрее машина не разгоняется.
Тем не менее, для редуктора это не прошло без следов. Поставив новый привод, обнаружилась интересная особенность — через некоторое время езды машина практически перестает ехать вперед. Помогает резкое торможение двигателем на первой передаче, после этого все приходит в норму на некоторое время.
Вот такая вот «Моноприводная BMW»
Благодарности:
* Машине — за то, что терпела наши издевательства на протяжении всех 5 тыс. км.
Карте автодорог, за помощь в выборе нужного направления.
* Отдельно хочу поблагодарить GPS за предоставленные сведения о нашем местоположении 🙂
(с) 2003 Andy Smirnov, 2:5030/925