На авто на Юга: Питер — Москва — Ростов — Сочи

Питер — Москва — Ростов — Сочи

Автомобиль:
BMW B-52 (525i, E28, M30, 87г)
Экипаж: Mit, Mashkin, bj
О машине: последние полгода она провела в гараже без двигателя, за неделю до поездки я на нее поставил двигатель, который простоял 3 месяца. Техосмотра нет, колодки подклинивают, резина лысая, морда битая, глушитель рычит, вибрации от кардана и колес, вдобавок ко всему, в пробках греемся, в день выезда меняю радиатор…
А в качестве обкатки после сборки — проехал 80 км по трассе.

Дорога туда:
Питер — Москва — Тула — Воронеж — Ростов-на-дону — Краснодар — Джубга — Туапсе — Сочи — Адлер.

О дороге

Самый плохой участок — Е95(М10) — самый убитый асфальт, но зато дорога почти везде не менее 3-х рядов. М4 (Москва-Ростов) имхо гораздо лучше, но на довольно большом протяжении она 2-х полосная с бесконечными сплошными и такими же сплошными рядами гайцов по обочинам, кормящихся встречкой. Но встречка там недорогая — 200 руб. вполне достаточно.
В краснодарском крае — дороги очень понравились, качество покрытия хорошее.

Бензин

Стоимость 92-го бензина:
Питер 10.20
Москва 9.50
Воронеж 92 — 9.70, 95 — 12.20
Ростов 10.10
Краснодар 10.60
Адлер 11.50
Анапа 11.20

Заправлялись на Лукойле и иногда на Юкосе, на тех, что с цифровыми колонками.
Начинали искать заправку через 300 км пробега, стараясь оставлять в баке запас еще на 400 км. И скажу — это выручало. Стоило только отклониться от основной трассы — заправок нет. Так, от Анапы до Ростова (~410 км) не встретили ни одной приличной заправки. Собственно, я их там вообще не помню.
Один раз заправлялись на Роснефтепродукт, а на югах это довольно большая компания. Но бензин отвратительный. Чуть газ нажал — сразу сплошная детонация.

Расход топлива

Для меня нормальный расход на этой машине — 18/12 — город/трасса, соответственно. Заводские данные — 9л/100км при скорости 90 и 120 км/ч.
На пути туда в сильно экономичном режиме — 9,5 л/100км.
На пути туда в нормальном режиме, но без превышения (не более 120) — 10,5 л/100км.
На серпантине — 11,5 л/100км.
На пути обратно и, особо не заботясь о расходе (скорость 130-150), — 11,5 л/100км.
На всю дорогу в среднем получилось — 11,3 л/100 км.
И это при полной загрузке.

На пути туда.

Т.к. водителей было двое — выехали мы в пятницу вечером. А учитывая, что я по Е95 уже несколько раз ездил — мне и место за рулем.

Немного хронометража:
21:20, 0 км — СПб. Площадь Победы.
01:24, 329 км — Первая дозаправка на заправке, маскирующейся под Unocal 76.
05:24, 658 км — въехали в Москву — тут я понял, что с километражем что-то не так. Колеса большего диаметра дали о себе знать, раньше до Москвы было 693-695 км, как и по указателям. В сумме погрешность выльется примерно в 270 километров, недомотанных на одометр 🙂
Пользуясь ранним утром, проезжаем по Ленингадке до Красной Площади, выезжаем на саму площадь и по аэродрому «Шереметьево 3» (Большая Одынка) уходим на Варшавское шоссе, на Тулу.
На Тулу поехали потому что, во-первых, по моей памяти выезд на Каширское шоссе мне не очень нравился, как потом оказалось я думал не о том выезде, во-вторых, пришла в головы мысль купить тульских пряников.
7:40, 860 км — Тула
Приехав в Тулу, мы радостно понимаем, что в такое время еще ничего не работает 🙂 Покружив некоторое время по Туле, в 8 утра мы подъехали к выезду и таки нашли работающий магазинчик «Тульские пряники» вот только пряников там не было… Далее немного поплутали в поисках выезда на М4, а как выехали остановились в первом же кафе на дозаправку собственных желудков.
Время уже около 10 и мы где-то около Богородитска.

Меняемся местами с Митей. Я пытаюсь заснуть, в расчете, что следующую ночь мне опять ехать. Получается у меня это плохо, но и в следующую ночь мы все равно спали.

Из встреченных достопримечательностей

Платная дорога и Самолет-кафе

Оказывается, есть у нас платные дороги и только не подумайте, что там кто-то построил новый участок. Нет, там просто перекрыли старый. Вот такой вот бизнес по-русски 🙂 За проезд по 18 км участку берут 10 руб. с машины.

За участком платной дороги, если ехать из Москвы, есть кафе с самолетиком. К сожалению, на обратном пути я его пропустил и зайти туда не удалось. Возле дороги стоит небольшой самолет, мне показалось что это чешский Л-410, мордой к шоссе, в полной комплектации. Фото

Вообще, на М4 встречается много самолетов, в основном МиГи 15-19 на постаментах.
На Серпантине к Сочи, если ехать в сторону Сочи, есть еще один самолет (Л-410) — стоит справа, лицом к морю, хвостом к дороге. Но хорошо заметен он скорее на обратном пути.
Стоит он очень забавно — его нос снизу огибают перила, такое ощущение, что он туда сам сел, выкатился за полосу и погнул перила ограждения.

Объезд на М4

Пробка

Интересные вещи порой встречаются на дороге… Например, вот такой объезд ремонтирующегося моста. А сам объезд сделан по земле и реки там нет. Вопрос — а зачем нужен мост? Насыпь ведь конструктивно проще и дешевле.

Внизу, под мостом обнаружилась фура, слегка съехавшая в кювет. Нам еще крупно повезло, сразу за нами гайцы закрыли проезд… Вероятно, будут вытаскивать фуру…

Из самых зрелищных происшествий — дальнобой (грузовик с прицепом), набитый Мартини… в кювете… Что произошло не очень понятно, т.к. обшивка прицепа разорвана и со следами езды на боку, а сам грузовик цел и без следов поездки боком… при этом прицеп все еще прицеплен к грузовику и все это стоит в кювете на колесах.
Вокруг ящики с мартини, а возле дороги, непосредственно на обочине, эдакий бар-магазин из аккуратно сложенных бутылок, что остались без ящиков.
И грустный водитель, собирающий все это хозяйство по кювету, да складируя поближе к своей фуре.

Далее о дороге ничего интересного сказать не могу — до Джубгы это просто дорога и ничего особенного.

Серпантин

Серпантин — рулез.

Порадовало расположение знаков и разметки на серпантине — они там сделаны действительно правильно.
Хотя знак «Извилистая дорога» на серпантине смотрится, мягко говоря, глупо :). Тем не менее, на сплошную никто там внимания не обращает, да и не ловят там гайцы скорость и встречку. За исключением 3-х и более полосных участков.

Ширина серпантина такова, что 2-м фурам иногда несколько сложно разъехаться.

Если на серпантине видишь знаки «крутой поворот направо» и «крутой поворот налево» одновременно, то стоит быть особенно бдительным — это действительно крутой поворот. 🙂

Но в целом на магистральном серпантине дороги широкие, особенно в поворотах. Поначалу даже используешь их для обгонов, за счет более правильной траектории. Но мне это как-то быстро надоело. Все же не ралли у нас.

Как показала езда по серпантину, местные джигиты не такие уж и быстрые ездоки. Никто там 120 не летает. Они и на равнине-то больше 80-100 ехать боятся.

На всем пути попалось только 2 джигита, которых было сложно обойти. Один на волге, второй на маленькой иномарке. Вообще, волги там ездят как сумасшедшие. Единственный, с кем не тягался — 140 мерин с московскими номерами, но он нагло пер по встречке в лоб и в закрытый поворот… ну, да туда ему и дорога. Серпантин не шоссе — в случае чего на обочину не уйдешь.

При быстрой езде, средняя скорость получилась 53 км/ч, при спокойной — около 40. Максимальная редко превышала 80.

Очень понравилось ехать по серпантину на «обратной» КПП — 2-3 передача самое то. Изредка включал 4-ю. (Кто не в курсе — на BMW ставились спортивные КПП на которых 5-я передача была прямой, а первая включалась назад. Соответственно все передачи были сильно сближены)

Итого: два дня пути, из них примерно 36 часов езды и мы там.

Прибыли мы уже поздно вечером, а когда ехали, чуть не проскочили в Абхазию 🙂 До границы оставалось менее километра.

А наша база находилась примерно в 2.5 км от границы. Можно и вплавь доплыть.


Там

Что стоит и чего не стоит покупать на югах.

1. Кофе. Там хороший заварной кофе. Стоит 10-15 руб.
2. Арбузы — 4-10 руб./кг
3. Дыня — 15-40 руб./кг, но покупать не советую. Они там как правило неспелые. Качество от цены не зависит.
4. Вина — в барах/кафе по 10+-1 руб./100 гр. Анапские по 5,5-6 руб./100 гр. Домашние вина брать не рекомендую. Гадость редкостная. Отсутствие условий хранения сильно сказывается на качестве.
В барах только заводское вино и гораздо лучше по качеству.
Собственно домашнее вино стоит 70-120 руб. / 1,5л (4,6-8 руб./100 гр.)
Там, где продают только вино в разлив обычно есть 1л и 1.5л пластиковые бутылки. Причем новые. Если налить под завязку — вполне нормально хранится.

Будьте осторожны — там водители пропускают пешеходов. Можно привыкнуть и попасть под машину, вернувшись домой 🙂
На дорогах с разделительной полосой у каждого выезда висят знаки информирующие, что тут одностороннее движение и кирпич, если-таки заходите повернуть налево 🙂

Экскурсии

В Веселом, да ,наверное, и в Адлере, очень социально стоят экскурсии. Как правило, экскурсия на целый день стоит 300+-50 руб. с человека (Красная Поляна, Пещеры, Абхазия) + дополнительные поборы.
Дополнительные поборы могут быть очень разными от 20 руб. за посещение башни/водопадов, до 300 руб. за посещение новоафонских пещер в Абхазии.

Красная Поляна

Скальный участок.
Туннель, прорубленный вручную.
Противообсыпной козырек. Реверсивное движение. Дорога на Красную Поляну (Сочи). Скальный участок. Так выглядела дорога в 2000 году.
Дорога и линии ЛЭП.

Однозначно рекомендую ехать на своей машине.
Причем быть уже на трассе к Кр.П. не позже 6:30. Бонусов будет несколько.
1. Можно остановиться на скальном участке и сфотографироваться. Вот только можно ли будет туда попасть после того, как туннель откроют, а обещали его открыть в 2004 году — не факт.
2. Местные Остапы Бендеры еще не успели встать на свой пост и достопримечательности доступны без дополнительных поборов.

Перед форелеводческим хозяйством дорога разветвляется, налево вверх уходит старая дорога. Она поднимается на Ахштырский хребет, а новая ныряет в 400-метровый тоннель и бежит дальше по дну Ахштырского ущелья. Слева наверху остается Ахштырская, или Большая Казачьебродская пещера — жилище первобытного человека, а справа — небольшое уютное Дзыхринское ущелье с каскадом водопадов.

В самой пещере первобытного человека делать вроде и нечего, да и местный «Остап Б.» хочет 45 руб. за вход. А вот по старой трассе проехать стоит.

До самого верха идет вполне приличный асфальт, наверху открываются отличные виды на горы. В начале спуска с хребта направо уйдет бетонка обратно на шоссе, причем настолько крутая, что на первой передаче машина продолжает разгоняться. Но самое интересное будет если поехать дальше — дорогу там давно не ремонтировали, так что там, где она была укреплена, вполне можно ехать, а там где нет — дорога очень интересно выглядит, из-за движения и осыпи грунта разные полосы дороги могут находиться на разных уровнях, а также ширина дороги иногда такова, что на машине там проехать можно едва-едва. И явно, с годами, дорога лучше не становится.

Скальный участок на пути к Красной поляне.
На 20-м километре дороги открывается ущелье Ах-Цу (или Ахцу). Замечательное место. Скальный участок буквально прорублен в скалах. И это — самый настоящий шедевр!

Когда едешь по ней утром, то на всем протяжении на асфальте имеются осыпи камней. Острых ощущений добавляют и нависающие над головой глыбы.
Впечатляет и ничем не укрепленный тоннель, пронизывающий массив Ах-Цу, вручную прорубленный при строительстве дороги на Красную Поляну в начале века (А построена она была пленными греками). После ущелья дорога выходит к посёлку Кепша, и скальный ландшафт сменяется лесным.

К сожалению, сейчас на всей протяженности дорога укреплена, а местами и расширена бетоном и имеет зачастую двойные отбойники.

Джиппинг

Вас сажают в джип типа УАЗ/Нива/Газ69/микроавтобус тойота и по горной дороге поднимают на ближайшую гору.
В УАЗ сажают по 6 человек. Имхо лучше ехать на машине с мягкими сиденьями с традиционной установкой оных, т.к. на них хотя бы можно сидеть. Сидеть же на жестких скамейках, установленных вдоль машины (как в метро) не шибко хорошо.
Лучше всего в машине с откинутой тентовой крышей. В случае дождя есть чем укрыться и ехать приятно. Садиться стоит на те места, где крыши нет, т.е. на все кроме переднего. Хорошо это тем, что можно встать во время пути и наслаждаться поездкой.

При всей кажущейся простоте ситуации — машина сидит практически на брюхе.

Можно забраться и на своей машине, только при условии что клиренс у нее достаточно большой. На легковушке соваться не стоит, «проверено электроникой» :). Нам удалось забраться только на 770 метров при старте с 500, несколько хороших ударов картером, помятый глушитель, погнутая опора коробки, несколько вывороченных камней и постоянно детонирующий двигатель охладили мой пыл 🙂 Плюс к этому — если остановиться, то уже не тронуться, а скатиться назад без помощника нереально.

Подъемник на Красной Поляне

На Красной Поляне открыли 4-й подъемник.
Теперь можно забраться на 2240 метров.
Правда, нам в виду погоды не повезло — было облачно и примерно с 2000 гора была в облаке. Видимость, соответственно, никакая.
Тем не менее, наверху лежал снег и в снежки немного поиграли.

Отдельное веселье доставил народ, который поднимался в шортах и майках.

Дорога обратно:

Адрер(Сочи) — Анапа — Ростов-на-Дону — Москва — Питер.

Новороссийск.

Довольно большой город и ввиду своего местоположения (в низине) иногда очень хорошо просматривается.

Основные замеченные достопримечательности — Посты ДПС оборудованы дополнительными укреплениями с бойницами, создается впечатление, что у них там война идет.

Муляж ментовской машины
Особенно порадовало, то как подошли новороссийские гаишники к установке муляжей ментовских машин. Издалека смотрится гораздо натуральнее, нежели чем плакат. Вот если бы на ней еще и раскраска ментовская была, было бы совсем похоже.
Собственно, что одурачен понимаешь только проезжая мимо.
Но следующий такой же мираж уже распознается без проблем.

 

Опасно летать по серпантину. Не спасла этот каток от вылета с трассы даже его самая низкопрофильная в мире резина и отменная управляемость.


Перегон Анапа — Ростов.

Самый интересный участок на обратном пути, это, пожалуй, Анапа — Ростов.
Мы решили не ехать по М4 (через Краснодар), а поехать небольшими объездными дорогами.
Сразу скажу — это было правильное решение.

У этой трассы есть как достоинства, так и недостатки.
Достоинства:
— Спокойно ехали со скоростями 130-150 кмч.
— Очень мало машин
— Хорошее покрытие (на 150 машина едет ровно)
— Нормальная разметка, не мешающая обгонам.
— Нет гайцов. Встречаются только на крупных круговых развязках и Постах.
— Краснодар с его дурными гайцами и пробками по М4 остается далеко в стороне.
Недостатки:
— На посту обязательно скажут — откройте багажник, капот, что везете. Но не шмонают. С другой стороны — постов всего 3. из них проезжаешь только 1. Остальные остаются чуть в стороне
— Дорога двухполосная (по одной в каждую сторону).

Итак маршрут:

0 км. 14:50
Анапа

Выезжаем в сторону Новороссийска
За пределами Анапы на большой круглой развязке поворачиваем налево на «Порт Кавказ», сразу за развязкой проезжаем заправку Лукойл (вполне можно заправиться).
Далее ждем указателя направо на «Гостагаевская» и едем по этой дороге.
Проезжаем село Фадеево (остается немного слева).

59 км. 15:44
Варениковская (там уже, кажется, начинают появляться указатели на Славянск-на-кубани и на Краснодар.
Красный октябрь.
За Красным октябрем поворачиваем направо на Краснодар.
При подъезде к Славянску н/к поворачиваем направо на объездную и объезжаем его.

97 км. 16:31 (середина объездной Славянска н/к)
Через 6 км поворачиваем налево, перед постом ГАИ, на Тимашевск. И едем по указателям на Тимашевск
Дальнейший маршрут: Красноармейская (направо на Тимашевск), Калининская (слева остается).

180 км. 17:37
Тимашевск.
Далее нам на Ейск до Азова (примерно 200 км)
Тимашевск — Брюховецкая — Каневская (чуть слева) — Новоминская.

288 км. 18:52
Немного не доезжая до Староминской, поворачиваем налево на Ейск. Тут-же появляется и указатель на Азов.
Почти сразу уходим направо на Азов.

!Внимание!
Где-то посередке этой дороги воткнут тот единственный пост.
Отдельная хохма в том, что на 20-30 км от него нет ни единой населенки, а вокруг только колхозные поля.
У поста есть маленькая, очень нехорошая особенность — дорога до и после него 2-х рядка, а на посту она расширяется до 4-х рядов, НО движение идет только по 2-м рядам, ближайшим к посту. 2 дальних ряда перегорожены.
При этом встречная полоса накатана гораздо лучше и создается впечатление что ехать надо именно там (хорошая черная колея от грузовиков).
Мы по невнимательности влетели на пост по встречке, оттормаживаясь со 150, т.к. пост откровенно проспали 🙂
Но гаишники там бедные, самая дорогая машина у начальника — Е28 525e. А штрафовавший гаец был несказанно рад 100 рублям. Можно было бы дать и меньше. Берут, кстати, не стесняясь.
Далее все спокойно.

377 км. 19:50
Азов.
В Азове доезжаем до кругового движения и уходим направо на Ростов.
Тут тоже будьте немного внимательнее — направо ведут ДВЕ дороги, нас интересует левая.
Далее все просто и сложно одновременно…
При подъезде к Батайску начинается лабиринт из автострад. У нас получилось так, что чтобы попасть в Ростов, нам надо было повернуть на Краснодар 🙂

От Азова до Ростова примерно 40 км.

Чуть не забыл — Отдельный привет Питерской Волге что довольно долгое время ехала с нами. Точнее, мы ее обгоняли, а она нас нагоняла на наших сан. стоянках.


220 км до Питера. «Моноприводная BMW»

Уже почти доехав до Питера, нас радостно встречает новая поломка.

На очередном обгоне, сзади раздается треск, скрежет и немного грохота… Mit оттормаживаясь, уходит на встречную обочину, где и останавливаемся. Пока еще катимся я смотрю назад и замечаю некий предмет валяющийся на дороге. Сразу озвучивается мысль: это похоже наше 🙂 Вернувшись пешком понимаем, что это выпал один привод (полуось). Одна граната (ШРУС) осталась на приводе, а из второй его вывернуло. Синхронно говорим «Пипец, приехали» и начинаем думать, что можно сделать…

Т.к. диф у меня стоял 25% трения, хотя и изрядно убитый — пытаемся тронуться… Но диф убит слишком сильно. Машина немного дергается, но не едет.

Бросив эту затею, проходим по трассе в поисках болтиков и шариков ШРУСа. Находим все болты, но не находим ни одного шара.

Пока идем, уже начинаем придумывать как можно отсюда уехать. Довольно быстро приходим к выводу, что на веревке нам ехать лень и думаем как бы заставить машину ехать. Собственно вариантов два — собрать привод и потихоньку ехать, либо заблокировать пустой фланец и тем самым перебросить момент на нормальное колесо.

Отгоняем машину немного от шоссе и залезаем под нее. Оказывается, что выпал левый привод потому что отвинтились все болтики, крепящие внутренний ШРУС к фланцу редуктора, а из наружного его, соответственно, вырвало.

Решаем попробовать оба варианта, сначала попытаться собрать, а если не выйдет — заблокировать. Разобрав и собрав целый ШРУС, понимаем как это делать, и пытаемся собрать тот, что разлетелся. В разлетевшемся ШРУСе находим все 6 шаров и разбитый сепаратор. Думаем, будет ли это работать без сепаратора… Ничего не придумываем и таки пытаемся собрать. Тут оказывается что оттуда то он выпал, а вот обратно его запихать нет ни какой возможности. Надо снять гранату и собирать так. А инструмента нужного нет 🙂

Попытки найти вожделенный шестигранник приводят к тому, что местный абориген (а нам еще повезло, остановились мы в деревне) таки вручает нам шестигранный ключ, выполненный в виде буквы Г. Но вот незадача — обе стороны этого ключа сорваны.

У другого аборигена просим ножовку и с некоторыми ругательствами отпиливаем 2 кусочка от этого ключа, а каленая сталь пилится не очень-то хорошо 🙂

Пытаюсь открутить оставшуюся гранату, но каленой стали это явно не по зубам. Шестигранник гнется и, того и гляди сломается.

Итого, остается только один вариант — заблокировать.

Редуктор тот был 3,07 с повышенным коэф. трения (25%), тот, что иначе называют «самоблок». Но от этих 25% уже ничего не осталось, вывешенное колесо с небольшим усилием прокручивается руками.

Немного подумав, подбираем подходящий ключ и крепим его к фланцу редуктора.
Чтобы вся эта конструкция не болталась, ключ центрируется головкой из набора, а с другой стороны подкладывается подушка от КПП и затягивается болтами.
Ключ подобрали очень удачно — другой стороной он прекрасно ухватился за тягу поперечной устойчивости, что теоретически должно было позволить ехать задом.

Ставим колесо и проводим первый тест — вперед едем и ключ упирается в кузов. А при езде назад очень сильно опускается вниз тяга. Решаем что задом ехать не стоит, да и нет такой необходимости.

Садимся в машину и пытаемся потихоньку уехать.

Но метров через 30 начинает раздаваться скрежет постепенно усиливающийся, еще метров через 20 ключ, которым заблокировали — ломается, но машина продолжает ехать. Останавливаемся. Подбираем ключ и едем дальше.
Машина нормально едет вперед, но сильно на газ не давим, собственно, разгоняем ее очень медленно (во избежание). Машина вполне выдерживает легкое торможение двигателем.
Почему и как она едет — непонятно. Cудя по картинке из BMW ETK, заблокироваться там нечему. Да и буквально несколько дней назад я сидел в грязи и у меня прекрасно буксовали колеса по одиночке.

Но мы едем, и это главное. Скорость поддерживаем 100-110. Сильно не разгоняемся и не тормозим.

Через 100 км пути допускаем слишком сильное торможение двигателем и снова вращается пустой фланец редуктора.

Делаем все тоже самое, только теперь ключ погнуло, а не сломало, и еще 120-130 км проезжаем без проблем, все-таки приехав в Питер, и доехав до первого пит стопа.

Далее выяснилось — если посильнее нажать на газ — из редуктора раздается треск, и быстрее машина не разгоняется.

Тем не менее, для редуктора это не прошло без следов. Поставив новый привод, обнаружилась интересная особенность — через некоторое время езды машина практически перестает ехать вперед. Помогает резкое торможение двигателем на первой передаче, после этого все приходит в норму на некоторое время.

Вот такая вот «Моноприводная BMW»


Благодарности:

* Машине — за то, что терпела наши издевательства на протяжении всех 5 тыс. км.
Карте автодорог, за помощь в выборе нужного направления.
* Отдельно хочу поблагодарить GPS за предоставленные сведения о нашем местоположении 🙂

(с) 2003 Andy Smirnov, 2:5030/925