BMW E30 (3 серия 1983-91)
Описание
Руководство по эксплуатации.
Технические характеристики
Галерея. Обои для рабочего стола.
Е30—Е36: верный ход
Дизельная «трешка» (речь идет только о машинах предыдущих поколений) — не лучший выбор. Шестицилиндровые турбодизели М21 и М51 сложны, капризны и дороги в ремонте. «Четверка» М41 несколько лучше, но ей явно не хватает мощности.
Трансмиссия зарекомендовала себя самым лучшим образом. Надо только следить за состоянием сальников и регулярно, примерно каждые 20000 км, менять масло в коробке и главной передаче. Причем лучше применять те масла, на которых есть допуск BMW. Все «автоматы» у «тридцать шестой» — с микропроцессорным управлением и с обязательным переключателем режимов «зима—экономия—спорт». Изредка попадаются японские агрегаты JATCO и четырехступенчатая коробка GM французского производства, но наиболее распространенными были немецкие трансмиссии ZF. По свидетельству специалистов авторитетного Центра АТ МАИ, более совершенных, логичных и надежных агрегатов в природе не существует. Ремонт их хорошо освоен, с запчастями проблем нет. Тем не менее при покупке автомобиля с «автоматом» лучше проявить осторожность: если коробка «буксует» или дергает машину при переключениях, а цвет масла ATF отличается от рубинового (или от желто-зеленого на некоторых версиях), ждите неприятностей.
Рассказы о слабой ходовой у BMW — из области сказок. Просто на этих машинах слишком часто ездят быстрее, чем на остальных… Явный недостаток есть только у автомобилей серии Е36 — при быстрой езде на загруженной машине у задних пружин может отломиться самый нижний виток. Кстати, заметить это непросто — посадка машины почти не изменяется, никаких дополнительных стуков не появляется. Сломанную пружину можно обнаружить только при осмотре на подъемнике. Пара пружин обойдется в $70—120.
Требуют внимания верхние опоры стоек передней подвески: разбитые резинки приведут к тому, что начнут разваливаться и места их креплений на кузове. Кстати, при выборе машины внимательно осмотрите кузов. Выдавленные места крепления передних стоек, трещины (и коррозия) сварных швов — признаки того, что автомобиль «убивали». К сожалению, среди «трешек» таких машин достаточно.
Кстати, о кузове. По сравнению с одноклассниками «трешка» серии Е36 — не самая легкая машина. Поначалу это удивляет, но после, почувствовав, насколько «плотно», без скрипа и дребезга, она проходит неровности, насколько точно ведет себя в повороте, понимаешь, что это оправданно. Что касается коррозии, то заводские покрытия, если они не повреждены, надежно защищают кузов. Если BMW ржавеет целыми панелями, то, скорее всего, это следы аварии и не очень качественных кузовных работ.
Впрочем, «трешки» с кузовом E36 защищены от коррозии намного лучше, чем «тридцатки». У тех гниют арки задних колес, рамка лобового стекла, бензопроводы. А у BMW Е36 есть, пожалуй, лишь одна «ахиллесова пята» — это места креплений задних амортизаторов, которые со временем могут даже оторваться от кузова «с мясом».
Кстати, о времени. Маловероятно, что десятилетняя «трешка» BMW не прошла хотя бы 200000 км. Но при этом цены на подержанные машины зависят, в основном, не столько от года выпуска, сколько от технического состояния. Где автомобиль обслуживали, какие применяли масла и запчасти… Ни в коем случае не экономьте на них! И дело даже не в ресурсе (если, например, поставить новые шаровые опоры без замены изношенных амортизаторов, то новые детали «умрут» очень быстро). От этого будет зависеть тот «букет» водительских ощущений, который вам дарит автомобиль. «Беспородные» амортизаторы или сайлент-блоки способны заметно ухудшить «чистоту» реакций на повороты руля. Пружины вообще лучше покупать только «родные» — все остальные наверняка лишь ухудшат соотношение плавности хода и управляемости. Что касается амортизаторов, то кроме фирменных можно ставить лишь некоторые — например, Boge. Среди опробованных «тридцать шестых» было несколько машин с «желтыми» амортизаторами Koni Sport. Удачный вариант: крены невелики, практически нет запаздываний. И жесткой машина не становится — она сильнее повторяет профиль дороги, но неровности преодолевает довольно упруго.
И не забывайте, что возможности для тюнинга BMW огромны! Но подходить к этому надо с умом и с осторожностью. Например, через официальных поставщиков запчастей можно заказать детали подвески от BMW M3 (стабилизатор поперечной устойчивости, сайлент-блоки) — стоят они не намного дороже, а поведение на дороге улучшат.
Словом, наш выбор прост: любая BMW третьей серии с кузовом Е36 в приличном состоянии! А с «шестеркой» этим машинам практически нет равных по соотношению цены и драйверского наслаждения. Только учтите одно: хорошая «трешка» вряд ли обойдется дешевле $10000.
Что же касается стареньких BMW E30, то чаще всего эти машины покупают «на доезд». Запчасти на «разборках» дешевы, автомобилей на рынке много… Но особого удовольствия от «тридцатки» не ждите.
Впрочем, на один из наших «мини-тестов» все-таки приехала машина с кузовом Е30, в которую мы влюбились. Это была ярко-желтая двухдверная BMW 325iX — одна из тех полноприводных машин, что выпускались в небольшом количестве с 1985 года. Руль хоть и не острый, но легкий (гидроусилитель), а реакции быстрые — владелец поработал с подвеской, не пожалев денег на «апгрейд» с использованием деталей от BMW M3. И отменно настроенная, бесшумная полноприводная трансмиссия. Причем, так как на заднюю ось «приходит» более 60% крутящего момента, у машины стопроцентно предсказуемое «почти заднеприводное» поведение. На снегу это класс!
Как жаль, что в серии Е36 так и не появилось полноприводной версии…
Баварские деликатесы
Какие двигатели ставились на BMW третьей серии?
Ранний восьмиклапанный четырехцилиндровый мотор М10 применялся только на серии Е30. Единственный недостаток — большой износ: последняя машина с ним покинула завод больше 10 лет назад. На смену мотору М10 пришел двигатель М40 с приводом распределительного вала зубчатым ремнем. Конструкция показала себя не очень надежной, требующей частой замены ремня и трех роликов (официальные дилеры дают на них лишь 40000 км гарантии). Плюс износ приводных шестерен… Набегает более $100.
Чуть позже появилась 16-клапанная версия «четверки» (М42). Ремень сменили на цепь, но возникла другая проблема — после 150-тысячного пробега небольшое резиновое уплотнение в передней крышке приходит в негодность. Из-за этого может вытечь вся охлаждающая жидкость, что грозит перегревом двигателя. Замена этой прокладки — довольно серьезная работа: приходится снимать головку блока.
Но истинные деликатесы от BMW — это рядные «шестерки». Старый мотор М20 (2,0; 2,3; 2,5 л) — первый двигатель BMW с ременным приводом распредвала. Отличается тем, что работает очень тихо и ровно даже после пробега в несколько сот тысяч километров. Известны проблемы с растрескиванием головки блока от перегрева (следите за исправностью термомуфты привода вентилятора!). Единственная реальная альтернатива покупке дорогостоящей новой головки — выбор «б/у» детали на «разборке». Естественно, после тщательной ее проверки у хорошего моториста с обязательной опрессовкой — проверкой каналов охлаждения на герметичность под давлением.
Само собой, требует внимания зубчатый ремень: при его обрыве клапаны достают до поршней. Стоит ремень недорого, менять его — просто.
На серии Е36 появились «шестерки» нового поколения — семейства М50. Главным отличием стали четыре клапана на цилиндр и два распредвала с цепным приводом. Этот двигатель получился удачным настолько, что дальнейшая модернизация с применением системы VANOS сделала его только шумнее и капризнее. Позднее он получил алюминиевый, а не чугунный блок цилиндров, а заодно и модификацию объемом 2,8 л. Такой мотор носит индекс М52. Цилиндры с покрытием «Никасил» теперь не растачиваются под ремонтный размер (добавим — и практически не изнашиваются), а на крайний аварийный случай выпускаются «сухие» ремонтные гильзы.
Истина — в «ВИНе»!
Расшифровку идентификационного номера VIN для автомобилей BMW третьей серии (да и для других серий тоже) публиковать не имеет смысла. Дело в том, что он у каждой машины индивидуален: там зашифрован не только год выпуска, модель и модификация, но и полный вариант комплектации. По номеру можно узнать даже цвет кузова и обивки салона!
Это, кстати, и есть одна из уловок, с помощью которой можно вывести на чистую воду недобросовестного продавца. Первое, что нужно сделать перед покупкой автомобиля BMW, — узнать его VIN. Это имеет смысл сделать по телефону еще до поездки на «смотрины». Если продавец упрямится и не хочет диктовать номер — значит, ему есть чего опасаться: автомобиль перекрашен, уже с другим мотором, с подложными документами… Проверить истину по ВИНу можно или в Интернете, или у официального дилера, или в магазине запчастей — там, где есть электронный каталог деталей BMW. Эта программа позволяет точно определить год и месяц рождения автомобиля, комплектацию, цвет кузова и обивки салона. А при осмотре машины все должно совпасть.
Правильный VIN очень важен и при покупке запасных частей. Изменения в конструкцию автомобилей BMW вносятся постоянно, поэтому многие детали на машинах разных лет и в разных комплектациях не взаимозаменяемы.
Бензиновые двигатели для BMW E30 | |||
---|---|---|---|
Модель | Объем | Мощность | Годы выпуска |
Четырехцилиндровые | |||
M10B16V | 1573 куб. см | 75 л.с. | 3/1981—3/1984 |
M40B16ME.8 | 1596 куб. см | 102 л.с. | 9/1988—12/1993 |
M10B18V | 1767 куб. см | 90 л.с. | 9/1982—8/1987 |
M10B18LE | 1767 куб. см | 102 л.с. | 8/1987—8/1988 |
M42B18TU | 1796 куб. см | 136—140 л.с. | 9/1989—8/1991 |
M10B20 | 1990 куб. см | 110—125 л.с. | —12/1983 |
BMW М3 | |||
S14B23 | 2302 куб. см | 200—215 л.с. | 7/1986—6/1991 |
Шестицилиндровые | |||
M20B20K/LE | 1991 куб. см | 125 л.с. | 9/1982—3/1993 |
M20B23L | 2316 куб. см | 110 л.с. | 9/1982—8/1996 |
M20B25 | 2494 куб. см | 170 л.с. | 7/1985—10/1993 |
M20B27M1Z7 | 2693 куб. см | 129 л.с. | 1/1985—12/1988 |
Дизельные двигатели для BMW E30 | |||
M21D24W | 2443 куб. см | 86 л.с. | 9/1985—8/1991 |
M21D24WA | 2443 куб. см | 115 л.с. | 9/1987—6/1993 |
Бензиновые двигатели для BMW E36 | |||
Четырехцилиндровые | |||
M40B16 | 1596 куб. см | 100 л.с. | 7/1993—9/1993 |
M43B16 | 1596 куб. см | 102 л.с. | 9/1993—9/1999 |
M43B18 | 1796 куб. см | 115 л.с. | 9/1993—1/1998 |
M42B18TU | 1796 куб. см | 136—140 л.с. | 9/1989—8/1992 |
M42B18 | 1796 куб. см | 140 л.с. | 3/1993—9/1999 |
M44B19 | 1895 куб. см | 140 л.с. | 10/1995—1/1998 |
Шестицилиндровые | |||
M50B20 | 1991 куб. см | 150 л.с. | 9/1991—8/1992 |
M50B20M | 1991 куб. см | 150 л.с. | 9/1990—8/1991 |
M50B20TU1 | 1991 куб. см | 150 л.с. | 9/1992—9/1994 |
M52B25 | 2494 куб. см | 170 л.с. | 3/1995—3/1998 |
M50B25M1.E | 2494 куб. см | 192 л.с. | 9/1992—9/1999 |
M52B28GG | 2793 куб. см | 191 л.с. | 3/1995—3/1998 |
BMW М3 | |||
S50B30 | 2990 куб. см | 286 л.с. | 9/1992—12/1995 |
S50B32 | 3201 куб. см | 321 л.с. | 9/1995—9/1999 |
Дизельные двигатели для BMW E36 | |||
M41D18 | 1665 куб. см | 90 л.с. | 9/1994—9/1999 |
M51D25WA | 2497 куб. см | 115 л.с. | 9/1991—9/1999 |
M51D25WA KAT | 2497 куб. см | 143 л.с. | 5/1993—9/1999 |
(c) Алексей Воскресенский,
Владимир Еремкин.
Фото Леонида Голованова и фирмы BMW,
Журнал «Авторевю»
Статьи:
BMW E30 (3 серия 1983-91) — Serge Bryxin
Е30—Е36: верный ход — журнал «Авторевю» №2, 2002
Домашний тест-драйв BMW 318i в кузове Е30 (1989) — Vetal
Разработки «Hartge» — TuningAuto
«Hartge H35-24″/»H35s-24» — TuningAuto
Разработки «Hamann» — TuningAuto